Роль препаратов магния в ведении пациентов терапевтического профиля

Огромная роль магния (Mg++) в обеспечении самого широкого спектра физиологических процессов в организме человека несомненна . Магний является незаменимым макроэлементом организма и занимает четвертое место после натрия, калия и кальция по своей распространенности в организме человека. Однако до настоящего времени определение его уровня в плазме крови не стало нормой в условиях реальной клинической практики, так как считается, что он только косвенно и очень приблизительно отражает его содержание внутри клетки.

Роль магния для организма человека

В норме за сутки в организм должно поступать около 300 мг магния для женщин и 350 мг — для мужчин. Общее количество магния у человека составляет около 24 г, причем около 40% находится внутри клеток. Наибольшее количество магния находится в костной (около 60%) и мышечной (около 20%) тканях. Около 40% от общего количества содержится в клетках сердца, головного мозга, почек, 20−30% от этого количества может быть достаточно быстро мобилизовано в условиях его повышенного потребления. Около 60% сывороточного магния находится в ионизированном виде, остальная часть связана с протеинами, фосфатами, цитратами. В плазме крови и эритроцитах находится менее 1% от общего количества магния. На сердце приходится около 20% всего магния, содержащегося в организме человека, что говорит о его большом значении для нормальной сердечной деятельности.

Потребность в магнии существенно возрастает при физических нагрузках, стрессе, в условиях жаркого климата, в период беременности и лактации, при посещении бани, злоупотреблении алкоголем, несбалансированных ограничительных диетах и синдроме хронической усталости. В этих ситуациях потребность повышается в среднем на 150 мг в сутки. Основными источниками поступления магния в организм являются бобовые и злаковые, шпинат, салаты, руккола, брокколи, ревень. Особенно богаты магнием орехи и шоколад, но существенное увеличение потребления данных продуктов может привести к прибавке в весе в связи с их высокой калорийностью. Кроме этого, необходимо помнить, что усваивается не более 30−40% магния, поступающего с пищей. При этом для его хорошей усвояемости также требуется поступление в организм в достаточном количестве кофакторов: молочной, аспарагиновой, оротовой кислот и, что особенно важно, витамина В6. В развитии алиментарного дефицита магния важную роль играют такие факторы, как его низкое содержание в пище, воде, а также избыточное потребления кальция, натрия, белка или жира с пищей, что существенно снижает поступление магния в организм из-за образования его невсасывающихся комплексов. Частота гипомагниемии у людей достаточна высокая и составляет от 10 до 40%. Для обозначения нарушений обмена магния используют два термина. Под «магниевым дефицитом» понимают снижение общего содержания магния в организме. Под «гипомагниемией» подразумевают снижение концентрации магния в сыворотке (в норме 0,8−1,2 ммоль/л). Умеренной недостаточности магния в организме соответствует его уровень в сыворотке крови 0,5−0,7 ммоль/л, выраженной (угрожающей жизни) — ниже 0,5 ммоль/л. Также выделяют первичный (генетически обусловленный) и вторичный (алиментарный, физиологический и т. д.) дефицит магния.

Частота выявления гипомагниемии зависит от особенностей исследуемой популяции, критериев диагностики и использованных методов диагностики. Обнаружение нормальных показателей магния в сыворотке крови не исключает его общего дефицита и гипокалиегистии, так как при возникновении дефицита магния он может высвобождаться из костей, предотвращая снижение его сывороточной концентрации. Поэтому клиническая ценность определения концентрации Mg++ в сыворотке крови, в том числе и в ее форменных элементах, имеет клиническое значение только при наличии гипомагниемии.

Гомеостаз Mg++ также очень сильно зависит от возраста (пожилые люди склонны к гипокалиемии, а у молодых среднесуточная потребность на 150 мг больше) и состояния кишечной абсорбции (например, уровень магния резко снижен при синдроме мальабсорбции и диарее), которая в основном происходит в двенадцатиперстной кишке и проксимальном отделе тощей кишки. Снижают всасывание магния железо, кальций, фосфор, щавелевая кислота, фитаты и танин, содержащиеся в крепко заваренном чае. До 30% магния, получаемого с пищей, выводится через почки. Экскреция магния значительно возрастает при повышении уровня катехоламинов и глюкокортикостероидов. В условиях дефицита магния его выведение через почки существенно снижается. Также существенные потери магния могут иметь место при усиленном потоотделении.

В настоящее время магний считается одним из основных регуляторов обменных процессов и его физиологические эффекты в организме человека хорошо изучены. Магний оказывает влияние на:

энергетический обмен, окислительное фосфорилирование и гликолиз реализуются через синтез аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) и изменение активности АТФ-аз;

синтез белка, липидов и нуклеиновых кислот предопределяет влияние на пластические процессы. Более того, среди наиболее важных патогенетических механизмов дисплазии соединительной ткани — хронический дефицит ионов магния, который приводит к нарушению формирования структур соединительной ткани и обусловливает хаотичность расположения волокон коллагена ;

обеспечение нормального метаболизма около 300 ферментов: креатинкиназы, аденилатциклазы, фосфофруктокиназы, K±Na±АТФ-азы, Са-АТФ-азы, АТФ.

Известно, что магний является естественным антагонистом кальция, что обусловливает наличие у него миотропного, спазмолитического и дезагрегационного эффектов и участие в обеспечении нормальных электрофизиологических процессов клеток за счет влияния на трансмембранный потенциал .

В последнее время установлена важная роль магния в развитии эндотелиальной дисфункции. Было показано, что назначение препаратов магния способно через 6 мес существенно улучшить (почти в 3,5 раза больше по сравнению с плацебо) эндотелийзависимую дилятацию плечевой артерии. При этом также была выявлена прямая линейная корреляция — зависимость между степенью эндотелийзависимой вазодилятации и концентрацией внутриклеточного магния. Одним из возможных механизмов, объясняющих благоприятное влияние магния на эндотелиальную функцию, может быть его антиатерогенный потенциал.

Дефицит магния может проявляться самой различной симптоматикой:

психосоматической: ухудшение когнитивных функций, снижение работоспособности, повышение тревожности, раздражительности, вегетативный дисбаланс, склонность к депрессии, инсомнические расстройства, головокружение;

сердечно-сосудистой: кардиалгии, сердцебиение, колебания артериального давления (АД), удлинение интервала QT;

бронхолегочной: бронхоспазм и ларингоспазм;

гастроэнтерологической: запоры или диарея, пилороспазм, тошнота, рвота, абдоминальные боли;

неврологической: парестезии, спазмы гладких мышц.

Также дефицит магния негативно сказывается на течении беременности, провоцируя преждевременные роды и повышая сократимость матки.

Состояние обмена магния при патологических состояниях

Артериальная гипертензия. Считается, что ионы магния подавляют активность ренин-ангиотензин-альдостероновой системы, поэтому на фоне гипомагниемии часто имеет место выраженная вазоконстрикция.

Экспериментальные данные указывают на важную роль ионов магния в регуляции сосудистого тонуса. При снижении уровня внеклеточного магния увеличивается поступление кальция внутрь клетки, что вызывает вазоконстрикцию. При парентеральном введении магния наблюдается выраженная вазодилятация, сопоставимая с эффектом антагонистов кальция. Коррекция поступления в организм магния с помощью пищевых добавок позволяет добиться нормализации уровня АД при мягкой артериальной гипертонии у пожилых, в том числе и в условиях двойного слепого плацебо-контролируемого исследования.

 

В настоящее время явно недостаточно клинических данных для окончательного вывода о возможности использования магния с гипотензивной целью. У больных артериальной гипертензией, особенно при наличии гипертонической энцефалопатии, длительный прием магния в суточной дозе 15 ммоль сопровождался снижением АД в среднем на 12/8 мм рт. ст. В 29 ретроспективных исследованиях была выявлена связь между уровнем АД и потреблением магния. В то же время данные клинических исследований не подтвердили факт снижения АД при увеличении потребления магния. Только в одном из них, выполненном в Японии, увеличение потребления магния до 20 ммоль в день через 8 недель сопровождалось снижением АД на 2,5 мм рт. ст. и 3,7 мм рт. ст. по результатам суточного мониторирования артериального давления (СМАД).

Вместе с тем дополнительный прием магния можно рекомендовать больным с артериальной гипертензией, у которых имеется высокий риск гипомагниемии (например, при терапии тиазидными диуретиками).

Ишемическая болезнь сердца (ИБС). По данным эпидемиологических исследований дефицит магния в питьевой воде повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний (особенно ИБС) и внезапной смерти. Известно, что миокард больных, умерших от сердечно-сосудистой патологии, содержит почти в 2 раза меньше магния, чем у пациентов, скончавшихся от других причин.

Показано, что дефицит магния ассоциируется с повышением уровня атерогенных липидов. Более того, по данным исследования ARIC (The Atherosclerosis Risk in Communities), частота развития ИБС выше у тех лиц, у которых выявляется более низкий уровень магния в крови. Причем эта закономерность сохраняется после стандартизации пациентов по их демографическим характеристикам, уровню холестерина, фибриногена и других факторов риска.

В Финляндии в результате реализации правительственной программы по профилактике магниевого дефицита у населения страны в течение последних 15 лет удалось снизить частоту инфарктов миокарда в популяции почти в 2 раза.

Анализ обобщенных данных 7 рандомизированных исследований у 1301 больного острым инфарктом миокарда выявил благоприятное влияние магния на больничную летальность.

В многоцентровом исследовании LIMIT-II (Second Leicester Intravenous Magnesium Intervention Trial) (2316 пациентов) было выявлено снижение риска смерти на 24%, риска развития сердечной недостаточности на 25% (в группе больных острым инфарктом миокарда, которые в течение первых 28 дней получали дополнительно к стандартной терапии инфузии сульфата магния). Однако в более позднем исследовании (58 050 пациентов) при лечении сульфатом магния и изосорбидом мононитрата в сравнении с каптоприлом не было выявлено снижения летальности в группе больных, получавших магний, хотя на фоне терапии препаратами магния, несмотря на отсутствие снижения летальности у больных с гипомагниемией, существенно реже встречались аритмии, судороги в мышцах, чувство тревоги и другие проявления его дефицита.

Хроническая сердечная недостаточность. Дефицит магния был обнаружен при сердечной недостаточности, развившейся на фоне артериальной гипертензии и ИБС. Причем тяжесть хронической сердечной недостаточности прямо коррелировала со степенью дефицита магния: это связывают с тем, что на фоне гипомагниемии существенно уменьшается диурез]. Кроме этого показано, что на фоне дефицита магния гораздо чаще развиваются нарушения ритма и проводимости при терапии сердечными гликозидами.

Нарушения сердечного ритма. Исследование Framinghem Heart Study продемонстрировало, что длительная гипомагниемия коррелирует с высокой частотой возникновения желудочковых экстрасистол, тахикардии, фибрилляции желудочков. В исследовании PROMISE Study была выявлена большая частота желудочковой экстрасистолии и высокая летальность в группе пациентов с гипомагниемией в сравнении с группами, в которых отмечалась нормо- и гипермагниемия.

Препараты магния давно используются как антиаритмические средства, сочетающие свойства антиаритмиков I (мембраностабилизирующие) и IV классов (антагонисты кальция). Магний предотвращает потерю калия клеткой и уменьшает вариабельность длительности интервала QT, которая является прогностически неблагоприятным фактором развития фатальных аритмий. Кроме того, магний способен ингибировать симпатические влияния на сердце.

В качестве антиаритмика соли магния наиболее эффективны (препарат выбора) при пируэт-желудочковой аритмии (torsades de pointes), благодаря способности угнетать развитие следовых деполяризаций и укорачивать длительность интервала QT . Магний также используется как при врожденном синдроме удлиненного интервала QT, так и при его удлинении вследствие применения антиаритмиков I класса.

Препараты магния широко используются при лечении аритмий на фоне дигиталисной интоксикации благодаря способности восстанавливать функцию калий-натриевой помпы.

Результаты рандомизированного многоцентрового плацебо-контролируемого двойного слепого исследования MAGICA позволили рассматривать препараты магния и калия как общепринятый европейский стандарт при лечении аритмий у пациентов на фоне приема сердечных гликозидов, диуретиков, антиаритмиков. Антиаритмический эффект препаратов магния проявляется спустя 3 недели от начала лечения и позволяет снизить число желудочковых экстрасистол на 12% и общее число экстрасистол на 60−70%.

Пролапс митрального клапана. По данным эпидемиологических исследований у пациентов с пролапсом митрального клапана дефицит магния выявляется почти в 2/3 случаев . Прием препаратов магния данной категорией пациентов позволяет уменьшить проявления вегетативного дисбаланса: уменьшить симпатические влияния вегетативной нервной системы и усилить парасимпатическую активность. При этом наблюдается увеличение интервалов RMSSD днем и снижение в ночные часы.

Сахарный диабет. Гипомагниемия часто встречается при сахарном диабете 2-го типа . Также считается, что дефицит магния повышает риск развития нарушения толерантности к глюкозе, так как ионы магния улучшают инсулинозависимую утилизацию глюкозы.

Алкогольная интоксикация. При злоупотреблении алкоголем дефицит магния играет важную роль в развитии психосоматического симптомокомплекса, миопатий, нейропатий, аритмий и абстинентного синдрома и аритмий.

Предменструальный синдром. Рассматривается как вариант стресса, сопровождающийся дефицитом магния и склонностью к спазму гладких мышц.

Таким образом, препараты магния играют важную роль в ведении пациентов с сердечно-сосудистой патологией прежде всего благодаря их способности благоприятно влиять на имеющиеся факторы риска и снижать риск сердечно-сосудистых заболеваний на уровне популяции.

В настоящее время существует несколько препаратов, содержащих магний для заместительной терапии. Выбор препаратов магния для коррекции его дефицита лежит между неорганическими и органическими солями магния. Первое поколение магнийсодержащих препаратов в своем составе имело неорганические соли, из которых магния усваивалось не более 5%. Кроме того, пациенты их плохо переносили из-за частого развития диареи, так как магний стимулирует перистальтику кишечника. Второе поколение магнийсодержащих препаратов значительно лучше усваивается и не провоцирует развитие диспепсии и диареи.

Поливитаминные комплексы с минералами не могут рассматриваться как источник магния для заместительной терапии, так как обычно содержат несколько микроэлементов, мешающих усвоению друг друга (например, всасывание магния снижается в присутствии кальция), поэтому эффективность поливитаминов с минералами значительно ниже, чем у специальных препаратов, содержащих магний.

При дефиците магния требуется его дополнительное введение из расчета 10−30 мг на килограмм массы тела в сутки на протяжении не менее 2 месяцев, что обусловлено медленным насыщением тканевых депо. Естественно, что обеспечить такое повышенное поступление магния только за счет изменения пищевого рациона нереально.

С. В. Недогода, доктор медицинских наук, профессор

Источник: www.lvrach.ru

Оставить комментарий

Облако меток
Свежие комментарии
Журнал включен в базу данных Российского индекса научного цитирования